Прибайкальский тревелог 1961 года

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться

В фонде Иркутской областной библиотеки хранится архив отчетов Иркутской маршрутно-квалификационной комиссией Федерации спортивного туризма России с начала 60-х годов прошлого века. Отчеты разные: пешеходные, водные, велосипедные. География — в основном Прибайкалье, но есть и Алтай, и Хибины, и Памир. Мы их потихоньку цифруем и публикуем среди другого прочего.

Кроме описаний собственно маршрутов (где куда свернуть, по каким горкам и ручьям ориентироваться, сколько тушенки и крупы брать), в них (особенно в советских) часто есть пассажи, что называется, «краеведческого» свойства. Кого встретили, на каких производствах побывали, какие легенды услышали. Например, в одном отчете 1969 года есть такой фрагмент:

Долина сужается и через 15 км от Приисковой на левом притоке стоит зимовье, которое со льда видно хорошо, но с воды вряд ли его можно увидеть. Зимовье /фото 4/ человек на шесть. Охотник живет в нем с сентября по февраль.

Разные, в общем, есть моменты. Ну и, конечно, карты, схемы и фотографии.

Среди самых ранних отчетов есть такой. Это собственно даже и не отчет, а натуральный пост трэвел-блогера из 1961 года:

==================================

По Байкалу и Ангаре: краткая справка о том, что может пригодиться едущим туда

Москва-Иркутск: поездом 4,2 суток, на ТУ-104 — 8 час.

Иркутск:

В Иркутске следует посмотреть:

1. Набережную, парк им. Гагарина

2. Краеведческий музей (около парка — исторический отдел на ул. К. Маркса, угол Фурье – отдел природы)

3. Геологический музей (ул. К. Маркса)

4. Картинную галерею (тоже ул. К. Маркса)

5. Б. Знаменский монастырь, могила русского колумба Шелехова.

6. Парк культуры

7. Иркутское море с борта «Ракеты» (4 р. за 3 часа, ходит 3 раза в дань / отп. с пристани Лисиха выше плотины ГЭС)

Остановиться можно в комнатах отдыха, ж. д. вокзала и в зале ожидания пароходной пристани. Здесь есть и несколько кают, но если нет мест, то даный зал ожидания значительно тише ж. д.!

Клуб туристов помещается на улице К. Маркса (на углу ул. Фурье, вход двора, в подвале).

Жизнь там начинается с 17-18 часов, ежедневно, кроме субботы и воскресенья.

О приобретении путевки на маршруты по Байкалу можно обращаться во дворец Труда (уг. Маркса и Ленина ком. 18, 21)

Иркутск-Братск:

удобно у ехать вниз по Ангаре на пароходе, обратно лучше лететь ка самолета. Пароход идет двое суток, отправляется с пристани около моста (на правом берегу, от ж. д. станции две остановки на трамвае). Отправление пароходов через день в 1800 местного времени. Народу много, если идут малые пароходы, то можно и не уехать, наиболее емкий пароход — «Карл Маркс», есть 4-х и 2-х местные каюты, салон в носовой части и удобная палуба. Плыть по реке хорошо, берега красивые – после подъема воды расширится зеркало воды, но берега все равно будут видны (максимальная ширина всего в нескольких местах 25 км).

Берега реки пустынные – деревни все отнесены от реки на сопки и почти не видны. Питаться можно в ресторане парохода. У пристани Усть-Уда следует вспомнить, что здесь был в ссылке т. Сталин.

Недоезжая пристани Шумилово можно попытаться увидеть то, что осталось незатопленным от Каменных островов, где несколько лет работала археологическая экспедиция, снимавшая копии рисунков 2000-летней давности (подобнее об этих островах следует узнать в Иркутском музее).

В этом году пароход приставал в старом Братске (в 40 км от ГЭС), после затопления пристань будет вблизи ГЭС.

Братск – это добрый десяток поселков, разбросанных вдоль Ангары на 50 км. Гостиницы были в пос. Падун и ЛПК (20 км от Падуна), в аэропорту есть только зал ожидания (без комнат отдыха), ж. д. вокзала тоже два, но без капитальных зданий.

Центр сейчас в пос. Падуи – есть кино, ресторан и магазин (хлеб там далеко не всегда).

В ресторане очередь, в гостинице нет мест, но народ принимает приезжих с душой – в крайнем случае можно переночевать в Братском остроге (одну башню которого из Старого Братска перенесли в парк-лес перед гостиницей и снабдили крышей и хорошим полом).

В четвертой школе в этом году было какое-то подобие детской турбазы.

А посмотреть стройку ГЭС и всех сопутствующих предприятий безусловно стоит – официальная точка – центр осмотра считается мыс Пурсей, расположенный между б. Падунским порогом и плотиной, порогов уже нет – видно только будущее море.

Всем очень советую посмотреть панораму реки, ГЭС и правобережного поселка с мыса расположенного ниже плотины на левом берегу. Там еще сохранилась таежная растительность – трава и цветы в рост человека и приличное количество комаров, особенно проявляющих себя перед дождем. Но скоро сюда придет стройка. Торных дорог вниз по реке нет, но местные радиальные прогулки, видимо, вполне возможны – а берега Ангары тут достойны внимания!

Иркутск — оз. Байкал.

Возможные средства сообщения:

1. Автобусом до пос. Листвянка – отправление от рынка три раза в сутки

2. Теплоходом по Иркутскому водохранилищу через порт Байкал (место отправления парохода «Комсомолец») до пос. Листвянка или Б. Коты – отправление от пристани Лисиха с правого берега выше плотина ГЭС два раза в сутки. До Б. Коты идет только утренний теплоход.

Сообщение между пос. Листвянка и портам Байкал, кроме этого поддерживается пароходом «Бабушкин» — 5 раз в сутки.

Оз. Байкал

Сообщение по Байкалу осуществляется только пароходом «Комсомолец» делающим полный «круг» за 5 суток. Есть еще ряд грузовых пароходов, но движение их неопределенное, можно пытаться пристроиться на исследовательские катера (Лимнологическая станция в пос. Листвянка) – за успех ручаться нельзя.

Местное перемещение возможно на рыболовных судах; рыбзаводы имеются в Усть-Баргузине (катера от него ходят в Чивыркульский залив и ряд пунктов на полуострове Святой Нос) и Нижнеангарске (суда идут до Байкальска и до м. Томпа на восточном берегу).

По Байкалу были организованы три маршрута по путевкам, протяженностью 12-18 дней – о приобретении их можно обращаться во Дворец труда (ул. Карла Маркса, уг. ул Ленина) в комнату 22. Турбаза имеется в пос. Листвянка и в бухте Песчаной , одну ночь участники одного из маршрутов проводят в помещении школы в пос. Давша. Базы все маленькие и самодеятельные группы не принимают. Билеты на «Комсомолец» в каюты надо заказывать заранее, палубные можно брать и перед отходом. Однако ехать на палубе ночью холодно – предусмотрительные группы ухитряются ставить свои палатки! Днем каюта бесолезна – из них ничего не видно и все путешествующие, как правило, живут на палубе. На пароходе есть приемлемая столовая-ресторан. Выход на берег и покупка чего-либо на остановках (кроме Нижнеангарска) неосуществима, т.к. пароход останавливается на рейде. Хлеб и разные консервы можно приобрести в п. Байкал и Нижнеангарск. Копченая рыба, омуль – редкость – усиленно работает рыбнадзор.

Бухта Песчаная.

Очаровательное место, освоенное «туристами» — банок и пустых бутылок больше травы. Около турбазы временами проводятся субботники, а ближайшие окрестности и б. Бабушка предоставлены на самообслуживание.

А жаль… Еще пару лет и бухты надо будет объезжать. Спешите посмотреть бухту, но не уподобляйтесь предкам.

А ведь эти бухты по природной красоте вполне могут спорить с красивейшими курортами Европы (приехав с Байкала я была на французской выставке и под свежим впечатлением сравнивал виденное с превосходными снимками красивых мест Франции!). Высадка с «Комсомольца» в бухте обеспечена – к каждому рейсу приурочена высадка или посадка плановых групп. Пароход делает здесь непредусмотренную расписанием остановку только во время работы базы (июль, август).

Из бухты можно пройти по берегу на Харгино и далее на Багульдейку. Несколько небольших групп проходили и на Голоустную, но тропы туда нет, приходится двигаться верхами по целине (лагерные инструктора подробностей пути не знают, сами не ходили и проходящих не распрашивали о подробностях).

Верхняя Ангара и окрестности Нижнеангарска.

Нижнеангарск расположен вдоль гор – зажат между озером и горами. Строения деревянные, в большинстве своем одноэтажные. В порту есть только зал ожидания. В гостинице всего 14 мест и то занятые – мы останавливались у бабушки – Кати. Отсюда при помощи рыболовного флота можно попасть на северо-восточный и северо-западный берег.

На восточном берегу на теплых ключах есть курорт Горячие ключи (местного значения, работает только летом), туда периодически ходит пароходик. Регулярное пассажирское сообщение существует только на 170 км вверх по Верхней Ангаре до сел. Куморы. Трамвай отходит от устья р. Кичера (в 3 км от основного порта на восток) в 6 ч. утра следующего дня после прихода парохода «Комсомолец», приходит он в Куморы часов в 20 вечера, стоит полутора суток, затем идет обратно, ехать по реке приятно, берега близки и разнообразны – сперва заболоченная дельта рек Кичеры и Верхней Ангары с множеством озер (говорят с утками и рыбой), затем заливные луга, далее луга и лес. Горы подходят все ближе. Нередко есть возможность сесть на мель. Вблизи Кумор трамвай идет по притоку Корчевка, упираясь то носом, то кормой в берега – заливные луга с тросникообразным лозняком у воды. Петляние по Корчевке в виду у селения занимает добрый час. Куморы селение большое, с хорошим магазином, но без зелени и … без воды. (от Корчевки 0,5 км, колодцев нет) 1-2 км от села есть хорошие лесные склоны, поля – нет только воды. В лесах частенько встречаются медведи.

Через 2 км по хорошей пологой колесной дороге можно попасть в селение Иркана – больше никаких селений вокруг нет. Около Иркан большое озеро с заболоченными берегами.

Примерно в двух километрах от селения вдоль по берегу озера на юг есть горячий ключ, около него колхоз строит избу-пристанище для лечащихся людей. Ключик очень небольшой, трудно обнаруживаемый. Из селения туда идет колесная дорога, но при входе ее в лес, когда начинается подъем ее вверх по склону, надо с нее свернуть по идущей вдоль болота тропинке иначе можно пройти мимо и не заметить даже дом. Где-то ближе горячего ключа есть говорят холодней ключ, но мы его так и не нашли и варили обед на горячей воде. В сыром виде для питья она не-пригодна – теплая с привкусом сероводорода. Чай же получается вполне нормальным. Вид здесь красивый – домик расположен на склоне, покрытом лесом, внизу гладь озера (однако к воле подобраться нельзя), а купаться можно только в земляной ванне источника. Ванна при отсутствии посторонних и небольшом числе купающихся приемлема, голова промывается хорошо, белье отстирывается прекрасно (конечно уже на истоке из ванны). Дорога, идущая к источнику постепенно превращается в тропу, но идет далее в тайгу – царство комаров (ведь рядом заболоченное русло речушки, впадающей в озеро). Виды кругом хорошие, но после ванны мы предпочли отдых и возвращение домой по знакомой дороге. Бывший с нами рыболов вместо ванны из Кумор уехал на «нашем трамвае» к сеноуборщикам на Ангаре и имел при этом полное удовлетворение по проведению для стоянки: на нашу долю остались две солидные щуки.

Вернувшись в Нижнеангарск, мы имели удовольствие прогуляться через две лодки, две доски и несколько залитых водой проток между озером и болотом, по так называемой дороге к селению. Пристани здесь нет, когда Байкал волнуется катер-трамвай останавливается далеко от сухого места, а дорога перекрывается местами Байкалом – ведь она идет по песчаному намыву озера. Никаких автобусов или регулярных машин с пристани нет – «туда» нам повезло – от порта приехали на грузовике, «обратно» – желающих взять нас машин не оказалось

От Нижнеангарска возможны приятные радиальные прогулки на б. прииски, вверх по р. Сырой Малакан, вдоль берега на запад и вдоль подножия гор к устью р. Холодной.

У нас было желание побывать на восточном берегу в б. Аяя, но ввиду сильного таежного пожара охватившего весь северо-восточный угол прибрежной тайги, нам не удалось осуществить его.

Хотели побывать и в Баргузинском заповеднике, но и от этого пришлось отказаться, т.к. накануне нашего приезда в Давши там тоже начался пожар – кто-то «пошутил неосторожно с огнем», а дождей здесь давно не было и лес очень сухой.

Усть-Баргузин и южный берег полуострова Святой Нос

«Комсомолец» останавливается на рейде, высадка идет катером, пристающим уже к пристани в устье р. Баргузин. В порту есть комната ожидгния, около порта так называемая заезжая комната с постелями (две комнатки в каждой по 4 кровати!). В дни подхода «Комсомольца» мест там нет, в остальное время можно жить хорошо! Усть-Баргузин расположен на левом берегу реки, примерно в 3-х км от озера. Пляж на Байкале здесь прекрасен – сосновой лес, песок. Река течет по заболоченному руслу.

Передвигаться можно только по дорогам и то иногда приходится брести через заболоченные места. Переправа через реку на пароме (работает светлое время суток), по мере того, как подходят машины. Дорога к Глинкам во многих местах перекрыта болотом, даже машины пытаются ехать по прибрежному песку. Считается, что здесь 25 км, но 25 км по песку это довольно чувствительно. Хорошо если тепло и можно идти по мокрому песку, уплотняемому волнами – мы пытались идти с сухими ногами. Километрах 6-8 от Устья на берегу озера растут насколько «ходульных» сосен с весьма интересным строением корней, которые вполне могут соперничать с подобной сосной и лиственницей с б. Песчаной. Вдоль всего берега идет полоса песка с соснами и кедрами – за этой полосой идет болото до самого Чивиркуйского залива. Дорога идет по этой песчаной полосе до Глинок, а затем уже вдоль гор полуострова к Чивиркульскому заливу.

Чувствуется, что Святой Нос когда-то был, видимо, островом. В Глинках есть магазин и пекарня. Летом там прибывает колхозная рыболовецкая артель, зимой только сторож. Колесная дорога отсюда идет к Кулинному (бывший староверческий поселок, сейчас живет только сторож).

Вдоль берега озера на запад идет тропа, первые десять километров очень удобная – торная, без больших подъемов и обеспечивающая прекрасные виды. Далее тропа хуже, но виды лучше! Потом и вовсе надо идти, то ли по лесу без тропы, то ли по прибрежной гальке и выброшенным озером бревнам (сколько древесины пропадает — хватит на один дом!). Мы дошли до мыса Зелененького, говорят, еще 4—5 км можно идти по берегу, а далее надо идти по террасам склона, т.к. скалы опускаются прямо в воду. Но пройти можно только в метрах 100-150 над водой. Подняться на верхотуру Снятого носа можно либо из Глинок, либо из Макарова (тропа идет вдоль ручья-речки) нам совершить сие путешествие помешал выпавший на горах снег.

Усть-Баргузин — Иркутск

Из Устья можно уехать либо тем же «Комсомольцем», или автобусом (самолет из Нижнеангарска на Улан-Удэ пока садится в Баргузине — Усть- Баргузинский аэродром еще не принят).

Через Усть-Баргузин проходят автобусы из Курумкана и Баргузина, но есть и свой автобус отходящий в 7-8-ч утра. Предварительной продажи билетов нет. Остановку на обед автобус делает в Гремячинске, небольшая остановка были на 339/61 км. Дорога красива – лес, спуски-подъемы и в первой половине пути еще и виды на Байкал. Вблизи р. Селенга места открытые только в дали пологие, покрытые лесом склоны, довольно часто селения.

Переправа черва Селенгу на пароме, который довольно долго тащится двумя катерами. Вас встретило неожиданное препятствие – дорога-подъезд к парому была залита водой. Если-бы Селенге было бы подняться еще чуть выше сидеть бы нам.

От парома, примерно, через 1 км шоссе подходит к ст. Татаурово. Далее мы поехали поездом Улан-Удэ—Иркутск. Здесь останавливаются далеко не все поезда.

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться