Хроники иркутского театра

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться

После закрытия театра Солдатова появился новый, основанный ссыльными – князем Горчаковым и гвардейским офицером Шубиным. Часть актеров театра Солдатова сразу вошли в состав этого театра. О нем известно, что располагался театр в одноэтажном жилом доме на улице Луговой (сейчас – улица Марата). Этот театр имел хороший оркестр в лице полковых музыкантов и ссыльных – скрипачей. Музыку к постановкам писал полковой капельмейстер Киселёв. Репертуар этого театра был разнообразен. Посетители в театре были постоянно, зимой он даже не мог вместить всех желающих.

Примерно в это же время иркутский мещанин Кондратов открыл театр на рынке. Примечательно, что фиксированных цен на постановки этого театра не было: посетители торговались.

Сильный удар по театрам был нанесен запретом унтер-офицерам и солдатам появляться на сцене. Этого иркутский театр не перенес, и к 1810 году в Иркутске не осталось работающих театров. С тех пор состоялось всего три спектакля, и те были любительскими. Об одном из них И. Т. Калашников вспоминал: «Ставили его семинаристы. В большом зале вместо занавеси висела огромная холстина. Пьеса тянулась несколько часов, и не у многих хватило терпения дотянуть до конца».

В 30–40-х годах XIX века «лед тронулся». Любители ставили публичные спектакли, семинаристы устроили театр теней. Разыгрывались пьесы местных авторов, носившие местный колорит.

В 1840-х годах в Иркутск прибыла первая бродячая труппа, что вызвало огромный ажиотаж. В один вечер труппа показала два спектакля: «Купец Иголкин» Н. А. Полевого (уроженца Иркутска) и водевиль «Дон-Ранудо де-Калибрадос».

Н. А. Полевой

Генерал-губернатор В. Я. Руперт был неравнодушен к театру, поэтому неудивительно, что он тоже организовывал любительские постановки. У него была хорошая поддержка: незаурядным талантом драматурга обладал А. Н. Таскин, по профессии – горный инженер. Известно, что сцена, организованная Рупертом, давала больше концертов, чем постановок. В концертах участвовал декабрист Ф. Вадковский, известный своим умением играть на скрипке.

В 40-х годах XIX века стало очевидно, что городу нужен постоянный, профессиональный и серьезный театр. Первую попытку создания такого театра предпринял Лев Сухоруков в 1844 году. В своем письме-прошении гражданскому губернатору Пятницкому он писал: «В Иркутске не заведено еще театра, через введение которого можно получить пользу, как, например: образование ума, нравственности и светских обычаев не только грамотных людей, но даже и неграмотных».

Сухоруков новаторски подошел к основанию театра. Хорошо зная театральную жизнь, он первым в городе составил правила работы театра и договор, где были прописаны обязанности актеров и режиссеров. Режиссер должен был быть беспристрастен при выборе актерского состава, новых актеров проверяли на способности. Партитуры, декорации, сценарии – всё это ложилось на режиссера.

Обязанности артиста прописывались в строках «играющие не должны питать зависти против лица, представляющего роль свою отлично, а также должны стараться подражать его превосходству».

В состав сухоруковской труппы вошли чиновники, их дочери, канцелярские работники.

Сухоруков подошел очень серьезно и к вопросам театральной технической части. По этому поводу он часто письменно обращался за консультациями к техническим работникам московского театра.

Сухорукову удалось собрать деньги, необходимые для открытия театра, счастье было близко… Но он допустил несколько просчетов. Во-первых, команда, которую он собрал, была любительской, пусть и состоящей из энтузиастов. Во-вторых, ему не удалось обеспечить достаточный объем кассовых сборов, чтобы театр мог существовать. Попытки привлечь купцов и власти для спасения положения оказались безрезультатными. Но опыт Сухорукова, его пример отношения к делу, связи с театрами Западной России не пропали даром. Начало было положено.

В конце 40-х годов власти решили построить специальное здание для театра. На его возведение было потрачено много сил и энергии. За дело взялись генерал-губернатор Н. Н. Муравьёв и команда молодых чиновников из Петербурга, привлекали щедрые купеческие вложения. Новость о строительстве постоянного театра на улице Большой город воспринял с восторгом. Достроен театр был в 1851 году. Корреспондент газеты «Московские ведомости» так описывал здание: «В архитектурном и акустическом отношении театр удовлетворяет всем требованиям сценического искусства. Два яруса лож и галерея, партер в девять рядов кресел, расположены с большим знанием дела и в отличном вкусе».

В 1851 году театр был открыт. В день открытия была сыграна пьеса «Русский человек добро помнит» авторства Н. Полевого, а также два водевиля: «Девушка-моряк» и «Жена за столом, муж под столом».

Первые актеры театра были профессионалами, как и в дальнейшем. Известна история попадания в театр некоторых актеров. В 1853 году удалось привлечь в Иркутск артиста Малого театра А. С. Рассказова, выпускника Московской театральной школы. Иметь в труппе такого артиста было очень важно для театра, но в Иркутске он надолго не задержался. Сам А. С. Рассказов вспоминал: «О Сибири мы тогда понимали так, что там круглый год стоят нечеловеческие холода и по улицам ходят медведи… Дело велось под моим управлением… Я сам стал антрепренером, и дела пошли настолько блестяще, что к концу сезона я обладал капиталом в 1000 рублей… Тоска по Москве была так сильна, что я едва дождался “чистого” понедельника и бежал из Иркутска на родину».

Большим событием в Иркутске стала постановка в 1852 году пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума». Она была горячо принята зрителями. Актер Лебедев, игравший Чацкого, заслужил овации за превосходную, воодушевленную игру. Тот факт, что в этом театре играли актеры московской школы, благотворно сказался на нем.

А. С. Грибоедов

В 1850-е годы в нем начался расцвет общественной жизни. Была выпущена первая газета – «Иркутские губернские ведомости», в которую горожане могли присылать свои материалы для публикации в неофициальной части. «Иркутские губернские ведомости» печатались в Санкт-Петербурге, но все же эта была иркутская газета. Большая часть статей в ней принадлежала человеку с псевдонимом Ар. П., под которым, с высокой долей вероятности, скрывался Арсений Похвиснев, директор театра. В своих статьях он крайне положительно оценивал игры актеров, в частности Лебедева и Санковской.

Местные актеры действительно были хороши как никогда, но Иркутск активно привлекал и знаменитых столичных актеров. Известна попытка привлечь в город М. С. Щепкина. Слух этот вызвал ажиотаж, актер Волков-Бриткин писал в письме Ярославцеву: «Слухи о приезде Щепкина в Иркутск соответствуют действительности».

Театр не ограничивался постановкой пьес. Не менее интересна история балетных спектаклей. Директору театра Арсению Похвисневу удалось пригласить в Иркутск одну из ведущих российских балерин того времени – Анаеву-Пряхину. Надолго в Иркутске она не задержалась, но обучила танцам группу девушек, что серьезно укрепило театр. Теперь можно было ставить балетные спектакли и комические оперы.

Наступила эпоха Александра II. Смягчение цензуры во всем, создание периодической печати, расцвет театра вызвали в Иркутске небывалый подъем общественного сознания. В газетах стали появляться смелые статьи, на сцене ­­– постановки.

В эти годы в иркутском театре были поставлены спектакли по произведениям, сегодня известным каждому: «Женитьба» (Н. В. Гоголь), «Свои люди – сочтемся», «Не в свои сани не садись» (А. Н. Островский), «Завтрак у предводителя» (И. С. Тургенев), «Гамлет» (У. Шекспир). Иркутские газеты активно поддерживали стремление театра ставить больше классику, а не легковесные водевили, о чем свидетельствуют некоторые газетные публикации.

Иркутский театр активно обсуждался такой искушенной публикой, как декабристы. Споры возникали не только о постановке той или иной пьесы либо же игре актеров, но и об идеях, которые вкладывались в спектакль, о целесообразности введения того или иного произведения в репертуар. Отечественный театр того времени рассматривал серьезные вопросы русской жизни, но, к сожалению, в Иркутске было больше постановок легкого характера – водевилей и т. д. Декабристы отмечали это. Широкие дискуссии продолжались долго, но в 1861 году общество и город перенесли новый удар. Здание первого русского профессионального театра сгорело.

Использованы материалы электронной библиотеки «Хроники Приангарья»:

Подготовка текста и создание ролика: Алексей Фёдоров, Анна Романова, Иван Попов.

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться