Всем известно, что театр зародился в Древней Греции и прошел множество модернизаций. В Год театра в России коллектив отдела краеведения ИОГУНБ им. И. И. Молчанова-Сибирского, воспользовавшись электронной библиотекой «Хроники Приангарья», решил представить публике материалы по истории театра в Иркутске. Мы расскажем, какие спектакли ставились и какие актеры играли на местных подмостках. Итак, три звонка уже прозвучали, занавес поднят, и мы представляем вашему вниманию цикл статей под названием «Хроники иркутского театра».
Первая часть нашего цикла будет посвящена дореволюционной истории и расскажет о том, как в Сибири появился театр и кто были его главными героями.
«Всяк спляшет, да не так, как скоморох»
(русская поговорка)
Первыми прообразами современных актеров в Иркутске были скоморохи, появившиеся в Сибири во второй половине XVII века. Они в основном разыгрывали короткие сценки на улице. Скоморошество пользовалось большой популярностью в народе: выступления скоморохов были веселыми, часто – эпатажными, вызывали интерес у большинства людей, желающих отдохнуть.
Одно из других названий скоморохов – «балаганщики». На данные зрелища зрителя завлекали всевозможно доступными способами: тут вам и жонглеры, и актеры, и канатоходцы, и ряженый медведь, и Петрушка – культовая кукла, ставшая настоящей легендой.
Также существовал кукольный театр под названием «вертеп». Он представлял собой ящик с марионетками, служившими для кукольных представлений. Выступления вертепов имели церковную тематику. В конце XVIII века вертеп уже был в Иркутске. Иркутский писатель Н. А. Полевой, чьи произведения игрались на местной сцене, отмечал: «Ни Реквием, ни Дон-Жуан не производили потом на меня таких впечатлений, которое производило вертеповское пение»
В царской России скоморохов недолюбливали. Это можно понять из грамоты середины XVII века, в которой говорилось об уничтожении скоморошества. Еще раньше летописец Нестор называл скоморошество «бесовским игрищем». В 1727–1730-х годах иркутский епископ Иннокентий Кульчицкий порицал иркутян за любовь к играм и пляскам и напрямую осуждал скоморошество.
Принципиально другим видом театра были ранние площадные зрелища. Они предлагали уже полноценные постановки. Это уже был «театр» в современном значении этого слова. В площадных зрелищах использовались такие театральные элементы, как сюжет, костюмы и закулисное пение; также была платформа для выступления. Ранние площадные зрелища испытывали влияние скоморошеской культуры: постановка была полна острых шуток. Спектакли ставились либо на Святках, либо на Масленой неделе, как правило, в частных домах, где для этого было достаточно места.
Театр в разных его проявлениях становился всё более популярным в Иркутске. Театральное искусство росло и развивалось, постепенно улучшалось качество народных представлений.
Некоторые жители города задумались об открытии собственных театров. Так, в 1787 году был открыт первый иркутский частный театр. В его создании активное участие принимала жена чиновника Троепольского. Театр называли «благородным», поскольку репертуар был рассчитан на местную аристократию. К сожалению, о театре и его постановках сохранилось немного информации. Известно, что ставились пьесы Сумарокова. А вот сколько театр просуществовал и где проводились постановки – неизвестно.
В 1803 году купеческий сын В. П. Солдатов создал свой театр, расположившийся в длинном доме рядом со зданием городской думы. Театр был рассчитан на широкую аудиторию. В нем играли ссыльные – некоторые из них были актерами до ссылки. По замыслу основателя репертуар был разнообразен. Здесь шли оперы («Сбитенщик» и «Мельник-колдун, обманщик и сват»), а также вертепные представления. Публика полюбила и постановки, и актеров. Например, роль Степана в опере «Сбитенщик» играл замечательный актер Журавлёв, а мельника – Амвросов, задавший своей игрой такую высокую профессиональную планку, что в этой роли кроме него ещё долго никого не видели. Театр оставил после себя теплые воспоминания.
После закрытия театра Солдатова появился новый, основанный ссыльными: князем Горчаковым и гвардейским офицером Шубиным. Часть «солдатовских» актеров сразу вошла в состав нового театра. Известно, что он располагался в одноэтажном жилом доме на улице Луговой (ныне – улица Марата). Этот театр имел хороший оркестр в лице полковых музыкантов и ссыльных-скрипачей. Музыку к постановкам писал полковой капельмейстер Киселёв. Репертуар был разнообразен. Посетители ходили постоянно, зимой из-за аншлагов театр не мог вместить всех желающих, хотя цены на постановку были высокими: от 50 копеек до 5 рублей, в зависимости от места в зале (пуд пшеничной муки в то время стоил 1 рубль 40 копеек).
Примерно в это же время иркутский мещанин Кондратов открыл театр на рынке. Примечательно, что фиксированных цен на театральные постановки не было: посетители торговались.
Сильный удар по театрам был нанесен запретом унтер-офицерам и солдатам появляться на сцене. Этого иркутский театр не перенес, и к 1810 году в городе не осталось работающих театральных заведений…
Использованы материалы электронной библиотеки «Хроники Приангарья»:
- Очерк из истории театральной культуры Сибири. : [очерки, эссе] / П. Г. Маляревский. — Иркутск : Иркутское книжное издательство, 1957. — 283 с.
- Тридцать лет Иркутского городского театра. 1897 — 1927 гг.- Иркутск : Типография издательства «Власть Труда», 1927. — 96 с.
- Иркутская антреприза : страницы истории городского театра 1790-1920 годов / Виталий Сидорченко ; [предисловие А. Стрельцова ; редактор Л. В. Иоффе ; оформление Г. В. Зориктуев]. — Иркутск : [б. и.], 2003 (издание доступно в печатном виде в библиотеке им. И. И. Молчанова-Сибирского).
Подготовка текста и создание ролика: Алексей Фёдоров, Анна Романова, Иван Попов.