Первый в мире трансатлантический перелет германского «Цеппелина» из Европы в Америку состоялся в 1928 году, а уже через год воздушное судно отправилось в кругосветное путешествие. С тремя остановками он преодолел в общей сложности 35 000 километров. В сентябре 1930 года «Цеппелин» посетил Москву, к тому времени состоялся первый испытательный полет дирижабля «СССР В-4 „Комсомольская правда“», после этих событий процесс дирижаблестроения принял всесоюзный масштаб.
![Дирижабль «Комсомольская Правда» (СССР-С101) Дирижабль «Комсомольская Правда» (СССР-С101)](https://static.irk.ru/media/img/site/gallery/30426/2f2ebae7-ff44-47f6-8b27-45a45303f2ec_jpg_880x1000_x-False_q85.jpg)
Газета «Правда» обратилась к советским гражданам с идеей строительства мощного «народного» дирижабельного флота — эскадры имени Ленина. Головным дирижаблем эскадры должен был стать дирижабль «Ленин», за ним должны были последовать «Сталин», «Старый большевик», «Правда», «Клим Ворошилов», «Осоавиахимовец» и «Колхозник». Народ, и это понятно, вообще неохотно расставался с трудовыми рублями, а тут очередная добровольно-принудительная денежная повинность. К тому же трудящиеся Москвы и нескольких городов центра, уже видевшие своими глазами в полёте немецкий красавец «Цеппелин» и пусть утлый, но свой дирижаблик «Комсомольская правда», ещё могли понять, зачем и на что из них трясут взносы в фонд дирижаблестроения. А вот жители сибирской глубинки, вряд ли воспринимали дирижабли как нечто реальное, осязаемое. Если вообще осознавали, что это такое. С тем же пониманием и энтузиазмом, пожалуй, отнеслись бы они к сбору денег на запуск орбитальной космической станции. И потому пролетарская печать не жалела газетной бумаги, терпеливо и подробно разъясняя, что такое дирижабли и почему их непременно надо строить.
![](https://static.irk.ru/media/img/site/gallery/30426/e9c812ab-bc51-4e8e-91d4-73c10701263d_jpg_880x1000_x-False_q85.jpg)
![Восточно-Сибирская правда. 1930. 29 окт. (№ 53) Восточно-Сибирская правда. 1930. 29 окт. (№ 53)](https://static.irk.ru/media/img/site/gallery/30426/ace5d9dc-2a48-40c8-923f-5c8b390f0b2c_jpg_880x1000_x-False_q85.jpg)
![](https://static.irk.ru/media/img/site/gallery/30426/77c3db8a-d15f-4691-8be2-2a89da305c9d_jpg_880x1000_x-False_q85.jpg)
![](https://static.irk.ru/media/img/site/gallery/30426/e48e339a-7bc2-4323-b647-3097c7e7ed6b_jpg_880x1000_x-False_q85.jpg)
«Гигантские успехи в области социалистического строительства, достигнутые трудящимися Советского Союза под руководством ленинской партии, и задачи дальнейшего социалистического наступления по всему фронту диктуют неотложную необходимость развертывания строительства в стране самых передовых средств связи и сообщения. Из которых все большее и большее значение начинает принимать дирижабль. Краевой комитет содействия дирижаблестроению обращается с призывом ко всем рабочим, служащим, научным и техническим работникам, колхозникам, трудовому крестьянству, ко всем, кому дороги интересы советского дирижаблестроения, открыть массовый сбор средств на постройку дирижаблей». (Восточно-Сибирская правда. 1930. 25 окт. (№ 50)).
Ответ трудящихся не заставил себя долго ждать.
«Мы делегатки села Броды вносим на постройку дирижабля им. „Правда“ 15 рублей, мы поможем нашему государству в укреплении социалистических границ от капиталистов, которые все время готовятся сорвать наше советское строительство». (Коммунар. 1930. 25 окт. (№ 51)).
![](https://static.irk.ru/media/img/site/gallery/30426/b151587c-3f88-4f16-a9b3-77b490691cba_jpg_880x1000_x-False_q85.jpg)
«Единогласно решаем передать вырученные от воскресника 70 рублей на постройку дирижабля „Правда“, и вызываем последовать нашему примеру коллективы политехникума и дрожзавода, — пишет в своей резолюции общее районное собрание союза водников…». (Восточно-Сибирская правда. 1930. 29 окт. (№ 53)).
«Профессор Аронтрихер подал директору сибирского лесотехнического института следующее заявление: «Получая персональную ставку по должности профессора и заведывающего кафедрой математики и механики, отказываюсь от дополнительного оклада в 187 рублей по должности зав. механическим факультетом, и прошу ежемесячно перечислять эту сумму в фонд постройки дирижабля имени «Правды». (Восточно-сибирский комсомолец. 1930. 3 нояб. (№ 30)).
![](https://static.irk.ru/media/img/site/gallery/30426/264a8dee-3420-485e-8561-56e1b9df009a_jpg_880x1000_x-False_q85.jpg)
За первый месяц всесоюзной кампании по сбору средств больше всего взносов было сделано на постройку «Правды»: к концу октября 1930-го в её фонде насчитывалось 429 582 рубля и 3 копейки, 1 золотой червонец, 3 тысячи итальянских лир, 150 рупий, 10 тысяч японских иен, 43 германских марки, 8 долларов, 6 шведских крон и 81 оре, 13 финских марок, 1 персидский туман и «разные ценные вещи». Фонд постройки «Клима Ворошилова» собрал чуть больше 200 тысяч рублей, а на непопулярный «Колхозник» поступили жалкие 392 руб. 17 коп.
![](https://static.irk.ru/media/img/site/gallery/30426/03b932a6-dcb0-4567-8a28-307d0af8e46d_jpg_880x1000_x-False_q85.jpg)
В Иркутске газета «Восточно-Сибирская правда» назначила 20 ноября «Днем советского дирижабля». «Завтра по всем клубам города проводятся «вечера дирижабля». Докладчики на вечерах – научные работники – члены секции воздушного права ОСО. Выступят также докладчики и на всех крупных предприятиях города во время обеденного перерыва. На обувной фабрике выступит т. Александрович, на метзаводе т. Шостакович, на слюдорезке т. Фридман, в пошивочной мастерской «Игла» т. Гранина и на дрожзаводе тов. Клейман. В театре с докладом выступит т. Карамышев. Во всех кино города перед 2-м и 3-м сеансами также проведутся небольшие доклады: в кино «Новый» выступит профессор Сперанский, В «Художественном» т. Клейман. (Восточно-Сибирская правда, 1930. 19 нояб. (№ 69)).
![](https://static.irk.ru/media/img/site/gallery/30426/cea0e21b-6b18-4f06-a7c7-8226f5154912_jpg_880x1000_x-False_q85.jpg)
![Восточно-Сибирская правда. 1930. 22 нояб. (№ 71) Восточно-Сибирская правда. 1930. 22 нояб. (№ 71)](https://static.irk.ru/media/img/site/gallery/30426/9606ea45-af46-472f-a311-d58bb75706c2_jpg_880x1000_x-False_q85.jpg)
Но всего этого явно не хватало для достижения поставленных целей.
К январю 1931 года общая сумма взносов составила уже около трёх миллионов рублей. Однако такими темпами – примерно по миллиону в месяц – заявленные 25 миллионов рублей пришлось бы собирать ещё полтора-два года. А ведь поначалу «Правду», «Клим Ворошилов», «Осоавиахим» и «Колхозник» планировали заложить уже к весне 1932 года. Кампания явно проваливалась. Карманы рабочих и крестьян оказались вовсе не бездонными, а энтузиазм не безграничным. Бодрые рапорты о суммах, собранных в фонд дирижаблестроения, постепенно сошли с первых полос газет, затем исчезли вообще. К апрелю 1932-го средства на «Клима Ворошилова» всё же собрали (сколько именно, не сообщалось) и к постройке формально приступили, причём в весьма своеобразной юридической форме: Осоавиахим (общественная организация) выступил заказчиком, а подрядчиком – государственное Главное управление гражданского воздушного флота (ГУ ГВФ), которое обязалось изготовить корабль в 1933 году. Дальнейшая судьба народных денег неизвестна: «Клим Ворошилов» так никогда и не был построен.
Использованы материалы электронной библиотеки «Хроники Приангарья» :
Восточно-Сибирская правда. 1930. 25 окт. (№ 50)
Коммунар. 1930. 25 окт. (№ 51)
Восточно-Сибирская правда. 1930. 29 окт. (№ 53)
Восточно-сибирский комсомолец. 1930. 3 нояб. (№ 30)
Восточно-Сибирская правда, 1930. 19 нояб. (№ 69)
Восточно-Сибирская правда. 1930. 22 нояб. (№ 71)