В одной статье про кризис издательского дела, ещё лет пять назад, был обличительный пассаж в отношении «молчаливых интеллигентов», которые если и не убивают хорошие книги и издательские проекты, то никак не способствуют их продвижению:
читатель — интеллигентный такой человек с высшим образованием — тихо прочтёт и пойдёт себе. Это же нескромно — поделиться со своими подписчиками и рассказать о том, что видел интересного. Но это же неловко.
Вообще, давно замечено: интеллигентный читатель — самый молчаливый. Причём, молчит он преимущественно там, где, казалось бы, от него требуется совершенно наоборот: сказать своё слово.
Вот, чтобы не чувствовать себя «фу, таким быть», пишу о прочитанном.
«Кто развалил Советский Союз?»
Вопрос праздный, поскольку historia magistra vitae нынче est только для историков, но все ещё животрепещущий. Споры в социальных сетях, на форумах и в общественном транспорте не утихают, дай только повод. А вот хороших панорамных и в то же время детальных книг, построенных на источниках, не сказать чтобы много. Нынче в этом полку прибыло.
Скращук В. «Ангарск 1988: нечем дышать». – Иркутск, 2019. – 172 с. – (Библиотечка «Прогулок по старому Иркутску»). – ISBN 978-5-6041986-1-2.
Книга небольшая и написана хорошим и «понятным» языком. Читается скорее как журналистское расследование, чем серьёзная, но и скучноватая историческая работа. И это несмотря на обилие фактографического материала и цитат, неизменно снабжённых ссылками на источники. Да что там! Просто захватывающая. Прочитал, что называется «на одном дыхании» и был бы не прочь «догнаться» ещё чем-нибудь по теме.
Во многом, как мне кажется, это связано с правильно выстроенной композицией – повествование в целом идёт последовательно хронологически, иногда расцвечиваясь спойлерами о дне сегодняшнем, что добавляет красок и остроты восприятию не слишком, в общем-то, давних событий. Но, что мне кажется главным достоинством, это плавно и неоднократно меняющийся масштаб рассмотрения темы.
На самом деле заглавие книги вполне могло бы обойтись без локальной привязки – «1988: нечем дышать», потому что история конфликта вокруг Ангарского завода белково-витаминных концентратов лишь стержень, вокруг которого автор накручивает повествование об экологических и социальных проблемах позднего СССР. Местами эта спираль расширяется, охватывая всю страну, потом вновь возвращается на местный уровень, и так несколько раз. Эти периодические «выныривания» позволяют не захлебнуться в обилии локально-краеведческого материала, уцепиться за знакомые и знаковые фамилии, а порой и обнаружить аналогии в личном опыте, никакого отношения к городу Ангарску и микробиологической промышленности не имеющем (как, например, постоянно всплывающие истории с разливаемой в школах ртутью).
Я не буду пересказывать содержание глав, это не рецензия, а лишь впечатление о книге, но всё же скажу, что в книге нашлось место всему: авариям и организации производственного процесса на разных предприятиях, медикам и учёным, экологам формальным и неформальным, «самиздату» и официальной прессе, КПСС/ВЛКСМ и политически активным «демократам». И всё это показано в развитии, с хорошей динамикой, в общем-то диктуемой стремительностью изменений, уложившихся в короткий период 1988-1990 годов.
Провокации для напишу, что общий вывод вырисовывается такой: «экологи развалили СССР». Точнее «экологическое движение», чтобы под ним не понималось. Шутка, конечно, но лишь отчасти. Такой взгляд на экологов-активистов вполне имеет место быть, но «освежив» рассматриваемой книгой в памяти частотность и масштабы техногенных эксцессов даже на территории одной только Иркутской области, мысль о том, что если бы «они» его не «развалили», он бы невдолге задохнулся и потонул в химии, превращается из «перестроечной» страшилки во вполне рабочий вариант альтернативной истории. Надо хотя бы иногда вспоминать и об этом, когда мы сокрушаемся по поводу гибели гигантов разнообразных индустрий, бездарно (тут уж не поспоришь) распиленных на металлолом. Как только они начинали какие-то вменяемые движения в сторону экологической безопасности, у них начинались проблемы экономического порядка. И это ещё в условиях вполне плановой экономики.
Бонусом к основной части идёт «Литературный постскриптум» – три небольших критических очерка о фантастических произведениях на экологическую тематику, появившихся в описываемый период («Смерть этажом ниже» К. Булычёва, «Игры» В. Захаровой и «Ночь черного хрусталя» В. Михайлова). Я лично про них слыхом не слыхивал и в общем-то уверен, что читать не буду, но узнать было интересно.
* * *
А теперь о «минусах». Сразу оговорюсь, что эта ложка дёгтя предназначена вовсе не автору и не «издателю» (намеренно беру этот термин в кавычки, поскольку в данном случае не столько издатель напечатал автора, сколько автор пополнил издателю серию в рамках сотрудничества и давней приязни). Можно было бы обойтись и без неё, но хочется зафиксировать некоторые соображения общего плана.
За прошедшие пару месяцев мне довелось поприсутствовать на нескольких дискуссиях о состоянии книгоиздания и книгораспространения в нашей провинции. И каждый раз разговор приходил к констатации нескольких фактов. Нет проблемы у читателей – интернет-магазины работают, умей только найти то, что тебе нужно и интересно. Нет проблемы с производством и распространением текстов – они есть и они пишутся, чему яркий пример рассматриваемая книга. Нет проблем у авторов – сервисы самопубликации позволяют не дожидаться чьей-то благосклонности, чтобы получить хоть и малую, но мзду при полном отсутствии вложений исключая интеллектуальные. Всё вроде бы хорошо, да чего-то не хватает.
Проблема в качестве конечного продукта. Не исследования, не текста как такового, а именно Книги. Потому что настоящая книга не может быть результатом усилий одного человека. Это всегда коллективный труд.
Нет корректора – и это заметно. Нет верстальщика – и это очевидно. Нет редактора. Вспомогательный аппарат не доведён до ума: в книге есть именной указатель, но он «слепой» – без указания страниц, что для бумажного издания, мягко говоря, нехорошо, хотя уже то, что он вообще есть в книге поднимает её на порядок над основной массой краеведческой литературы. Всё это не претензия к автору. И даже вообще не претензия, а безадресное «удручение».
Не хватает как раз издателя. Прямо вот классического местного издателя. Да – на государственной поддержке, потому что меценатская не всегда последовательна и не вечна. Да – с темпланом, с издательским портфелем и всеми прочими атрибутами серьёзной работы. Очевидно, что любому региону, желающему не просто быть, но и как-то рефлексировать это своё бытие, просто необходимо решать данную проблему. Как? Ума не приложу.
автор М.В. Куделя