Музей под открытым небом

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться

18 июля 1980 года открылся для посетителей архитектурно-этнографический филиал Иркутского краеведческого музея (ныне музей «Тальцы»).
Событие не прошло без внимания и было масштабно освещено в прессе.

Восточно-Сибирская правда. 1980. 23 июля (№ 170)
Восточно-Сибирская правда. 1980. 23 июля (№ 170)
Музей под открытым небом, изображение №2

— Культура народа определяется его отношением к своему прошлому, — этим пушкинским афоризмом открыл торжественный митинг заместитель председателя облисполкома Л. Г. Пынько. — Создание музея под открытым небом — вот отношение советской Сибири к Сибири далекого прошлого.

В последнее время иркутяне были свидетелями открытия многих учреждений культуры города: органный зал и Дом писателей, Дворец культуры профсоюзов и Дом актера… А сейчас к их числу присоединился и архитектурно-этнографический филиал Иркутского краеведческого музея. Несколько лет велись работы по его созданию. Перевозка экспонатов из зоны затопления Братского водохранилища — крестьянских усадеб со всеми надворными постройками, сторожевых башен, ветряных мельниц, поиски и сбор предметов быта сибирской старины, изделий народного творчества — все это заняло несколько лет.

Музей под открытым небом, изображение №3

Труд краеведов, архитекторов, строителей увенчался удивительной улицей на высоком берегу Ангары: три усадьбы сибирских крестьян — Непомилуева, Серышева, Прокопьева, живших более ста лет назад стали началом новой деревни. Русская зона, бурятская, эвенкийская создадут в будущем уникальный архитектурный и этнографический комплекс, по которому можно будет изучать деревенский уклад, существовавший в Сибири прошлых столетий.

— Эта необычная улица выросла за четыре с половиной года,— рассказывает управляющий дорожным ремонтно-строительным трестом К. С. Шаврин. — Она оказалась для нас делом не совсем легким — мы не умели реставрировать памятники старины. А теперь у нас есть довольно солидный и опытный коллектив реставраторов. Это плотники — Анатолий Григорьевич Галков, Михаил Иннокентьевич Горбунов, Николай Александрович Козырев, Василий Иванович Запорожский и Василий Алексеевич Раевский. Их руками восстановлены все постройки…

Но постройки не просто восстановлены. Поистине золотые руки мастеров, чутко чувствующие бег времени, словно вдохнули в них новую жизнь. И ожило все: солидные, крепко стоящие на земле и надежные в своей уверенной стати крестьянские дома, двухэтажные амбары, чьи сусеки еще, кажется, помнят звон спелой пшеницы, старинные сеновалы, пряно пахнущие луговыми травами… И повеселели окошки в нарядных горницах, и радостно взметнулся в небо светлогривый конек на двускатной крыше.

Музей под открытым небом, изображение №4
Музей под открытым небом, изображение №5
Музей под открытым небом, изображение №6
Музей этнографии на 47 км [Изоматериал] / фот. Э. Д. Брюханенко. - 1 фотонегатив (1 кадр.) : черн-бел., 35 мм.
1 из 4

Деревянный, тонкой резной работы ключ от всего этого великолепия Нина Степановна Струк, директор краеведческого музея, приняла от строителей с благодарностью: — Избы ваши красны углами, ну а мы напекли таких «пирогов», что, думаю, угодили всем!

А «пироги» эти, и правда, таковы, что оторваться нет сил. Смотрел бы и смотрел без устали на то, как жили твои предки. Да не только смотрел, но и запоминал, учился бы мудрости народной, образу жизни тех, кто когда-то открыл миру великий край — Сибирь. Вот жилище крестьянина Непомилуева. Всю свою многодетную семью он держал под одной крышей, здесь и взрослым места хватало, и для детской зыбки теплый угол находили. И работалось в таком просторном доме хорошо: от ниток до хлеба — все делали сами.

А гончар Серышев, чей дом вырос сразу за непомилуевским, славился в округе своей посудой. Она ходко шла в обмен на живность и продукты. Гончарный круг и глиняная посуда — то, чем более всего дорожил хозяин, сегодня бережно установлены в его домашней мастерской. Печь для обжига горшков и кринок, корчага со свежей глиной, лавка, где сидел мастеровой, образа в красном углу избы — все дышит жизнью. Кажется, на минутку только и вышел хозяин, и вот-вот раздастся его голос.

Сколько же сил и времени потребовалось, чтобы из разрозненных предметов, из раскатанных на бревнышки домов вновь создать этнографически достоверный облик далекого прошлого! И не упомянуть здесь имен страстно увлеченных своим делом научных сотрудников краеведческого музея было бы несправедливо. Полина Иннокентьевна Тугарина, Вера Михайловна Станевич и Галина Николаевна Куценко, Александра Карповна Шубина и Надежда Петровна Пилипчук — это они собрали, систематизировали и привели в надлежащий вид старинные предметы сибирского быта.

Но, согласитесь, не бывает в Сибири деревни без девичьих посиделок, без удалого гармониста, который вечерней порой выводит раздольную русскую песню — то развеселую, то грустную, печальную. И верно: вдоль по широкой деревенской улице мимо распахнутых навстречу ангарскому приволью окошек с песнями идут крестьянки. В русских ярких сарафанах молодушки, в атласных кофтах да в оборчатых юбках, да с шалями на плечах солидно ступают пышные, степенные хозяйки. А в хромовых сапожках да с закрученным чубом щеголяет первый на деревне парень.

Музей этнографии на 47 км [Изоматериал] / фот. Э. Д. Брюханенко. - 1 фотонегатив (1 кадр.) : черн-бел., 35 мм.
Музей под открытым небом, изображение №9
Музей под открытым небом, изображение №10
Музей под открытым небом, изображение №11
Музей под открытым небом, изображение №12
1 из 5
Музей этнографии на 47 км [Изоматериал] / фот. Э. Д. Брюханенко. — 1 фотонегатив (1 кадр.) : черн-бел., 35 мм.

Откуда? Это «Черемушки» народный фольклорный ансамбль специально приехавший на открытие музея. В Мегете свой ансамбль любят и стар и млад. За десять лет существования со сцены сельского клуба сколько частушек, сколько дивных песен он перепел! И среди музейных крестьянских изб, на чистом крестьянском Дворе, затянули женщины песни, которые мы и не помним, но певали их в старину наши бабушки. «Развевайся ты, береза» «Я сидела на скамейке», «Как один купец рассказывал рассказ» — будто всегда и звучали здесь они. А потом взяла в руки гармонь Антонида Александровна Карташева, и Мария Павловна Рютина чинно вступила в круг. А как оттанцевалась, так и принялась рассказывать:

— Внуков-то у меня много, есть и правнуки. За семьдесят два года много чего навидалась. А здесь все, как у дедушки моего было: и так же углы у дома срублены, и зыбки висели так. Все в этом музее по-ранешнему устроено: и кошевая здесь, и соха, и борона. Вот и хочу я, чтоб внуки посмотрели, с чего начинали когда-то наши деды.

Да, не умиление перед прошлым вызывает музей. Он помогает понять, с каких корней пошла мощная современная Сибирь.

Восточно-Сибирская правда. 1980. 23 июля (№ 170)
Восточно-Сибирская правда. 1980. 23 июля (№ 170)

Использованы материалы электронной библиотеки «Хроники Приангарья» http://i.irklib.ru/hronp :

Восточно-Сибирская правда. 1980. 23 июля (№ 170)

Музей этнографии на 47 км [Изоматериал] / фот. Э. Д. Брюханенко. — 1984. — 1 фотонегатив (1 кадр.) : черн-бел., 35 мм.

Предыдущее фото недели Ресторан «Алмаз»

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться