1. Иерусалимское кладбище
Возникновение кладбища, позднее получившего название Иерусалимского, связано с указами императрицы Екатерины II (1762 – 1796 гг). В 1771 г. (11 ноября) и 1772 г. (19 мая) были изданы указы, запрещающие производить захоронения при церквях и монастырях в черте города, в связи с распространением заразных болезней (чума, холера, оспа и т.д.) (не раз продублированные Святейшим синодом). По указам, губернаторам полагалось выделить под кладбища земли за городской чертой, оградить их забором и возвести при новых кладбищах на первое время деревянные церкви. По указу требуется не только выделить земли для кладбищ за пределами городской черты (не ближе чем 100 саженей от жилых домов) – 213 метров, но и оградить отведенные территории забором, валом и рвом (прежде всего от скотины и для очистки воздуха).
Чтобы сэкономить на строительстве отдельной церкви, территорию нового кладбища присоединили к уже существующему Крестовоздвиженскому церковному погосту при одноименном каменном храме. Однако указ исполнили лишь наполовину: мертвых стали хоронить на отведенной территории, но ограду и вал не установили. Из-за этого на погосте в те времена можно было часто встретить скот, пасущийся прямо на могилах.
2. Кладбище в воспоминаниях
Ссыльный поляк Агатон Гиллер в 1859 году писал: «Иркутск расположен на равнине при устье реки Иркута и ручейка Ушаковки, впадающих в Ангару, которая опоясывает его с двух сторон глубоким и широким руслом. Если глядеть из города в сторону Европы, глаз проносится над длинным лугом, который украшают рощицы и белые стены монастыря. С юга за рекой тянется цепь холмов, поросших березой, с востока – возвышенность, называемая Иерусалимской горой, с церковью и кладбищем. С севера, за Ушаковкой, на взгорье темнеют кресты двух других кладбищ.
На иерусалимском холме рядом с греко-российским существует небольшое кладбище поляков, далее кладбище протестантов, евреев, а между кустами разбросаны могилы бурят шаманистской и ламаистской веры (прим. скорее всего это торговые люди, внезапно умершие и похороненные здесь, потому что нигде более об этом информации нет). По кладбищу, по тому, как оберегается память об умерших, путешественник может сделать вывод о высоте моральных чувств каждого народа. Заключение, которое, судя по кладбищу, приходится сделать о жителях Иркутска, не является для них благоприятным. На могилах пасется скот и летом совершаются сцены напоминающие римские оргии. Медный крестик и металлический лист не удерживается на надгробии: не ветер и буря, а рука жадного человека приберет их; даже железные плиты и ограды выламывают и крадут воры»
3. Надгробия и кресты
В 1795 году на кладбище построили небольшую каменную церковь Входа Господня в Иерусалим, которая и дала имя новому кладбищу. Впоследствии и всю возвышенность, где находился первый в Иркутске общегородской погост, стали именовать Иерусалимской горой, в народе — «Ерусалимкой». Церковь простояла до 1867 года, затем за ветхостью была разобрана. На ее месте, в 1893 году (освящена 27 марта), на средства Т.Г. Качаловой построили каменную часовню и посвятили «в воспоминание второго пришествия Спасителя и всеобщего воскресения мертвых». До наших дней часовня не сохранилась.
В обычные будничные дни главный городской погост существовал в забвении или подвергался набегам скота и вандалов из числа местных жителей. Особенно много беспорядков было в летнее время. «… голодные лошади и коровы одолевают кладбище, а публика при проездах своих посещений ворота не запирают, отчего врывается скот и могут ломать деревья и дерновые могилы и гадить на кладбище».
Богатые мраморные памятники и фамильные склепы на Ерусалимке соседствовали с крестами бедняков, кладбище было поистине всенародным. Оно представляло собой не только большую историческую, но и культурную ценность. В хрониках и документах встречаются упоминания об уникальных памятниках Ерусалимки: большинство из них вполне можно было назвать произведениями искусства.
В своей книге «Записки иркутянки» почетный гражданин Иркутска, известный общественный деятель Лидия Ивановна Тамм рассказывает: «Иерусалимское кладбище славилось своими оградами. Редко у кого они деревянные, все больше металлические, из причудливо переплетенных прутьев. Были и кованые, и чугунные. Только кузнец, сочетающий дар художника и ювелира, мог изготовить такую красоту. Жаль, что ничего из этого не сохранилось».
4. Закрытие кладбища
Кладбище на протяжении двух веков расширялось и насчитывало более ста тысяч захоронений. Вместе с тем, рос и Иркутск, и погост оказался в центре города, окруженный со всех сторон жилыми кварталами. Так городские власти пытались регулировать время посещения обывателями некрополя, что вызывало отрицательную реакцию со стороны жителей. Так, некая Антонина Зарембо 30 мая 1914 года писала редактору газеты «Сибирь»: «Распоряжение городской управы о времени закрытия Иерусалимского кладбища для посетителей его крайне стеснительно и, пожалуй, даже жестоко, особенно для служащих лиц. В летнее время все стремятся на воздух, в лесок; для ближайших обитателей парком для прогулок служит именно это самое кладбище, туда же стремятся и все, потерявшие близких и дорогих лиц; кто посидеть, отвести душу, кто присмотреть за могилкой, полить цветы. Трудовой же люд, живущий на дальних Иерусалимских улицах (ныне Советские улицы), возвращаясь домой, привык сокращать себе путь, проходя через то же кладбище…» .
Уже к концу XIX века городское начальство поставило вопрос о закрытии кладбища из-за его явного «перенаселения». Захоронения располагались в четыре яруса, предки иркутян теснились буквально на каждом квадратном метре земли. Но научные круги города доказали, что хоронить там еще можно: особый состав местной почвы помогал телам быстро минерализоваться, органика разлагалась спустя короткий срок.
26 июля 1929 г. «Власть труда» сообщала, что вопрос о закрытии Иерусалимского кладбища был решен. Однако в то время еще оба кладбища были открыты и находились в крайне антисанитарных условиях: «Не успеет холм могилы сравняться с землей, как на этом же месте выкапывают новую, вытаскивают не успевшего еще истлеть покойника и хоронят следующего. А закон гласит, что раньше тридцати лет вскрывать могилу нельзя».
В 1932 году горсовет принимает решение (утвержденное 2 августа Президиумом Восточно-Сибирского Крайисполкома) о переоборудовании кладбища в парк культуры и отдыха. В связи с отсутствием средств, окончательное исполнение решения о создании парка культуры и отдыха было осуществлено только в 1957 году. За 20-летний период, кладбище пришло в запустение, и было использовано различными организациями как источник сырья, с кладбища демонтировали и вывозили каменные памятники, металлические части надгробий и даже саженцы. В феврале 1957 года на совместном заседании ГК КПСС и исполкома Горсовета депутатов трудящихся был утвержден план мероприятий о переоборудовании кладбища в парк культуры и отдыха. В скорости осуществлен массовый слом и вывоз оставшихся памятников, сравнивание могильных холмов, разбивка аллей, установка аттракционов и танцплощадки. Парк культуры и отдыха имени «40-летия Октябрьской Социалистической Революции» открыт 13 июля 1957 года. Восточная часть кладбища была использована под застройку административными и культурными зданиями (театр кукол, исполком Октябрьского района)
5. Входо-Иерусалимская церковь
Закладка новой каменной кладбищенской церкви во имя Входа Господня во Иерусалим осуществлена 23 сентября 1820 года. Освящение построенной церкви проведено 25 июля 1835 года. Автором проекта являлся томский губернский архитектор А. П. Деев. Проект иконостаса разработан губернским архитектором А. В. Васильевым, выполнен иркутским цеховым Д. Коротаевым (Гаращенко, 2016, с. 117). Построенное здание обладало (до пристройки приделов) выразительной объёмно пространственной композицией благодаря контрастному сочетанию массивного храма, увенчанного восьмилотковым куполом и стройной ярусной четвериковой колокольни. Архитектура церкви была необычна для культового строительства Иркутска и соответствовала тенденциям общерусского классицизма. Формы Входо-Иерусалимской церкви отличались профессионализмом и знакомством с постройками столичных зодчих. Фасадный декор строг и лаконичен. Окна без наличников, украшенные только сандриками; простой антаблемент, колонные портики с трех сторон — все это характерно для позднего классицизма, дошедшего до Иркутска лишь в 30-е гг. XIX столетия (Гаращенко, 2016, с. 120). В связи с невозможностью закрыть церковь даже на короткое время (для осуществления мелкого ремонта и побелки), в 1889-1891 гг. с северной и южной стороны здания пристроили 2 предела, освященные 12 мая 1891 года во имя Богоматери св. Иконы Иерусалимской и во имя св. Митрофана Воронежского Чудотворца (Гарашенко, 2016, с. 118).
Согласно постановлению ВСКИК от 28 ноября 1931 года храм закрыли, в здании разместили училище культуры. После закрытия храма снесли колокольню, купола убрали, здание разделили на три этажа и возвели перегородки — и он перестал напоминать религиозное сооружение. В марте 2000 года здание передано в ведение Иркутской епархии. С 2010 года, после проведенной реставрации, в храме возобновились службы.
6. Коммунистическая площадка
Коммунистическая площадка или мемориальная площадка у входа Иерусалимский мемориальный парк включает в себя скульптурный памятник борцам революции, установленный над двумя братскими могилами: Каландаришвили Н. А. — одного из руководителей партизанского движения в Сибири, Бурлова Н. А. — участника гражданской войны, Танаисова К. Д. — чекиста; Кальвица О. А. — пилота и Леонгардта Ф. Ф. — бортмеханика. Всего было установлено 18 надгробий, а в 1940 году появился памятник «Борцам революции», который сейчас снят для реконструкции. Он будет воссоздан в прежнем виде.
7. Парк отдыха живых и мертвых
В советское время погребения некоторое время продолжались, но отношение к могилам изменилось. В летописи Н.С. Романова есть ужасный эпизод 1922 года «Январь. На Иерусалимском кладбище могильщик ночью раскопал могилы похороненных днем. Гробы, одежду и обувь продал на базаре, а трупами кормил своих свиней. Обнаружила это женщина, пришедшая к нему за метлой пообчистить могилку и увидевшая на его девочке голубое с незабудками платье, в которое была одета ее похороненная дочь».
С вандалами и мародерами пыталась бороться молодежь. Как вспоминает Лидия Ивановна Тамм, однажды ее сокурсники, входившие в отряд добровольной дружины, получили особое задание. Они прихватили белые простыни и затаились среди могил. Когда грабители уже вскрыли гроб, один из дружинников выскочил из засады с громким криком. Мародеров в мокрых штанах доставили в отделение милиции.
Спустя десятилетие кладбище официально закроют и начнут переоборудовать под Парк культуры и отдыха. Произошел массовый слом и вывоз надгробных памятников, часть которых пойдет на строительство и облицовку строившихся в городе домов. Производилось срытие могил и параллельная установка танцевальной площадки с музыкальной раковиной. Из-за довольно-таки некачественного исполнения данных видов работ, все получилось в лучших традициях плясок на костях, некоторые могилы оказались не тронутыми и благополучно остались на территории ЦПКиО, в людской молве прозванным «Парком отдыха живых и мертвых». За свою историю Центральный парк переживет взлет (большое количество аттракционов и посетителей) и падение (разруха в 90-е, наплыв бродяг, наркоманов и эксгибиционистов), с окончательным закрытием.
Кладбище превратили в площадку для добычи стройматериалов. Все шло в дело: бутовый камень, кирпич, дорогой карский мрамор с надгробий. Памятники дробились на щебенку и мраморную крошку, оградки отправляли на переплавку и перековку. Многие могильные плиты даже укладывали в фундаменты новых зданий. Пример: колонны парадного входа в доме по улице Горького, где расположены авиакассы. Плиты фундамента одного из домов по улице Марата — из иудейской части Иерусалимского кладбища. На многих из них до сих пор можно отчетливо прочитать написанные на иврите имена усопших и слова молитвы. Плиты испещрены сколами от зубил: кто-то старательно стесывал с камня буквы…
8. Михаил Васильевич Загоскин
Михаил Васильевич Загоскин (1830, с. Узколугское Иркутской губернии — 1904, д. Грановщина Иркутской губернии) — писатель, журналист и общественный деятель, создатель первых частных газет Сибири, коллежский советник. Гласный Иркутской городской думы (28 ноября 1872 – 1879, 1881 – 1884).
В историю Сибири он вошел не только как замечательный педагог, но и как литератор. После того как редактор «Иркутских губернских ведомостей» покинул Сибирь, эту должность занял Загоскин. Руководить официальной газетой для человека демократических взглядов было делом непростым. В особенности, если находиться в постоянном противоборстве с правительственной политикой по отношению к Сибири. И вскоре он покидает «Ведомости», чтобы редактировать частную газету «Амур», вокруг которой сформировался кружок прогрессивной интеллигенции. В числе сотрудников «Амура» был и Петрашевский. Позднее мы видим Загоскина во главе газеты «Сибирь», которая, хотя и выходила в Иркутске, но стала по существу трибуной многих писателей и публицистов России. В 1860 году он пишет первую часть романа «Магистр», опубликованную в Петербурге в 1876 году. По теме роман был близок «Очеркам бурсы» Н.Г. Помяловского, но, как писал В. П. Сукачев, «напоминая по содержанию очерки Помяловского, роман Загоскина обнаруживает недюжинный и совершенно самостоятельный талант». Другая книга Загоскина, «Иркутск и Иркутская губерния», рекомендовалась в качестве учебника по родиноведению педагогическим съездом Восточной Сибири. Это было интереснейшее издание, одно из немногих, знакомивших самого широкого читателя с географией и историей обширной Иркутской губернии.
Загоскин состоял гласным Иркутской городской думы. Во многом благодаря его стараниям появились в городе женская гимназия, мужская реальная прогимназия, детский сад, отдел Русского технического общества. 25 октября 1898 года в редакции крупнейшей сибирской демократической газеты «Восточное обозрение» был отпразднован юбилей 40-летней литературной и общественной деятельности М.В. Загоскина. В качестве подарка юбиляру преподнесли портрет и «цензорский номер газеты «Сибирь» 1884 г., испещренный тонкими красными чертами». Пришло поздравление от комитета и членов Союза взаимопомощи русских писателей, которое подписали Михайловский, Венгеров, Короленко, Анненский, Боборыкин и другие. Но, может быть, самым дорогим было небольшое письмо от крестьян Грановской и Урикской волостей, где многие годы работал Загоскин. Он прожил долгую жизнь.
Скончался Михаил Васильевич Загоскин в 1904 году. Его похоронили на Иерусалимском кладбище. Через семь лет на могиле его установили памятник. Деньги на сооружение надгробия собирали друзья, члены ВСОРГО, ученики. Более двухсот человек присутствовало на открытии монумента. А вечером 10 сентября состоялось общее собрание членов ВСОРГО, посвященное жизни и деятельности М.В. Загоскина. Монумент сохранился и по сей день. На лицевой стороне черного гранита — пальмовая ветка, гусиное перо и надпись «М.В. Загоскину. 1830 — 1904». Ниже, на постаменте, некрасовские слова: «Сейте разумное, доброе, вечное…». Этим словам он следовал всю свою жизнь.
Это единственный памятник старого кладбища, который остался на своем месте, на могиле Загоскина. Остальные памятники перемещали или выбрасывали.
9. Известные личности погребенные на кладбище
Из различных источников мы знаем, что здесь похоронены знаменитые иркутяне: Ф.И. Харинский (умер в 1790) – «славный иркутский живописец»; А.И. Лосев (умер в 1829) – замечательный архитектор, геодезист, краевед; Е.И. Шаврина (умерла в 1839) – супруга Иннокентия Вениаминова, митрополита Московского и Коломенского; А.Ф. Красавин (умер в 1843) – комендант Иркутска, участник Бородинского сражения; Н.П. Трапезников (умер в 1847) – городской голова, купец 1-й гильдии; Н.Е. Тюменцев (умер в 1856) – действительный статский советник, первым из уроженцев города дослужившийся до генеральского чина; П.И. Пежемский (умер в 1861) – автор летописи Иркутска; Н.А. Серно-Соловьевич (умер 1866) – один из руководителей революционного движения 1860-х гг.; И.А. Худяков (умер в 1876) – политссыльный, известный фольклорист; П.Ф. Дунцов-Выгодовский (умер 1881) – декабрист; В.А. Кудельский (умер в 1893) – архитектор; А.Е. Разгильдеев (умер в 1895) – архитектор; художник М.И. Зязин (умер в 1900); Рядом с М.В. Загоскиным похоронены два других замечательных краеведа – В.И. Вагин (умер в 1900) и А.М. Станиловский (умер в 1905). Похоронены также архитектор А.И. Кузнецов (умер в 1907); писатели Д.И. Глушков (Олерон) (умер в 1918) и Г.С. Гантимуров (умер в 1921); польские ссыльные: Кшиштоф Швермицкий (умер в 1894) – ксендз иркутского костела, Болеслав Шостакович (умер в 1919).
10. Могила Иосифа Викторовича Поджио
Объект культурного наследия федерального значения «Могила Иосифа Викторовича Поджио, декабриста (1792-1848). Надгробие над условной могилой Поджио И.В., декабриста». Объект культурного наследия (отдельное захоронение) федерального значения поставлен на охрану Постановлением Совета Министров №1327 от 30.08.1960. «Могила Иосифа Викторовича Поджио, декабриста (1792-1848 гг). Как известно И.В. Поджио скоропостижно скончался 8 января 1848 года приехав в гости к Волконским, и был похоронен на католической части кладбища. Первый памятник, установленный на могиле И.В. Поджио представлял собой плиту из песчаника с высеченной эпитафией уложенную на 4-х камнях (подложка). Памятник был огорожен чугунной оградкой. Время установки плиты и автор памятника не известны. По данным ПОЗ г. Иркутска, первый памятник на могиле И.В. Поджио был установлен в 1848 году (однако, с учётом скоропостижной смерти И.В. Поджио (8 января 1848 года) и трудоёмкости установки конструкции — это маловероятно). По свидетельству Б. Кубалова, в 1920-х годах доски, заменяющие свод склепа истлели и памятник глубоко вошел в землю, на поверхности осталась только небольшая часть плиты, чугунная оградка покосилась, частично утрачена (Гаращенко, 2016, с. 152-153). В 1925 году (юбилей — 100 лет со дня восстания декабристов) памятник был отреставрирован, сохранилась его фотография (общий вид, очень плохого качества) и рисунок художника И.М. Любимова (Гаращенко, 2016, с. 153-154). Согласно разным «спискам» памятников старины подлежащих сохранению на апрель 1939 года надмогильная плита И.В. Поджио еще существовала и представляла собой «каменную плиту» с надписью (эпитафией) поверх которой прибита чугунная мемориальная доска (следы реставрации 1925 г), оградка могилы демонтирована, обломки валяются тут же (Гаращенко, 2016, с. 156). Однако, весной 1949 года, при подготовке списка памятников для паспортизации и ремонта по г. Иркутску могила И.В. Поджио уже не значится (Гаращенко, 2016, с. 157). По всей видимости, могила была уничтожена властями (наряду с другими бесхозными могилами бывшего Иерусалимского кладбища) в преддверии подготовки открытия ЦПКиО в 50-е гг. XX века. Точное местоположение могилы декабриста также утрачено. Работы по установке памятника (подготовка проекта, привязка к месту захоронения, изготовление модели мемориальной доски) поручены скульптору Е.К. Андрееву. Место установки нового памятника определено по воспоминаниям Ф.А. Кудрявцева, т.е. достаточно условно. В 1959-1961 годах новый памятник был сооружен из бетона и окрашен в серый цвет. Монумент представляет собой четырехугольную стелу с трапециевидным завершением, установленным на многоступенчатом постаменте. На нижней ступени постамента выполнен декоративный растительный орнамент, в средней части стелы, на лицевой стороне установлена чугунная мемориальная доска с текстом «Iосифъ Викторовичъ Поджiо родился 22 ноября 1792 г. скончался 6 января 1848 г.» Таким образом, реализованный проект памятника И.В. Поджио не имеет ничего общего с описанием памятника изначально установленного на могиле декабриста (Гаращенко, 2016. с. 158). Местоположения могилы также определено условно и скорей всего не совпадает с реальной могилой (Гаращенко, 2016, с. 158-160).
________________________
Тест по истории Иерусалимского кладбиша
________________________
Книжная выставка
При подготовке экскурсий и страниц сайта использованы материалы из