50 лет назад в Иркутске пущен первый троллейбус

Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
6 ноября 1970 г. 50 лет назад в Иркутске пущен первый троллейбус.Первый маршрут был проложен от остановки «Сквер им. Кирова» до остановки «Поселок Энергетиков» через плотину Иркутской ГЭС. Длина маршрута составила 12,6 км в одну сторону.
Рассвет коммунизма. 1970. 1 окт. (№ 118)
Рассвет коммунизма. 1970. 1 окт. (№ 118)

«И вот линия принята в эксплуатацию. Подстанции дали ток, и первый троллейбус пошел! Его вел Володя Радощекин («парень редкой механизаторской интуиции, аккуратный, с машиной до нежности…»). Это было шестого ноября. Троллейбус, заполненный до отказа, непривычно мягко, как маленький речной пароход, тронулся с места. В широком, очень уютном и светлом салоне пассажиры делились впечатлениями. Кто-то обронил:»Культурный транспорт…».

Иркутский троллейбус рождался в трудностях десятком управлений, трестов и предприятий города около четырех лет. По нынешним временам это долго. Но если обратиться к документам, ставшим уже архивными, если хотя бы наспех просмотреть объемистую переписку с одним из московских проектных институтов, сосчитать все срочные и простые телеграммы, полученные горисполкомовским ОКСом, такой срок не покажется длинным. А самым простым и в то же время весомым объяснением можно, пожалуй, считать слова начальника троллейбусного депо В. П. Храпова: — Не умели мы линию монтировать. Дело-то для Иркутска неизведанное – опыта никакого…
С осложнениями столкнулись уже на территории будущего депо. Два гектара земли кое-где оказались болотистыми. Под асфальт пришлось укладывать бетон. Иначе двенадцати тонные машины продавили бы покрытие. Сейчас на ровной, утрамбованной площади – современное депо с многочисленными помещениями. Его объем превысил тридцать тысяч кубических метров з почти в семь раз больше кубатуры гостиницы «Ангара». И сегодня, открывая дверь, попадаешь в огромный светлый профилакторий машин. Смотровые канавки блестят белым и голубым кафелем. Пока здесь только пятнадцать машин, но скоро поступят еще двенадцать. А в недалеком будущем, когда войдет в строй вторая очередь – в Студгородок и третья – в аэропорт, по нашим улицам заскользят сто пятьдесят троллейбусов». (Восточно-Сибирская правда. 1970. 17 дек. (№ 296)).

Троллейбусы по Иркутску начали двигаться с ноября 1970 года.

«Иркутянам уже известно об окончании строительства и начале эксплуатации троллейбусной линии на участке 3-й поселок ГЭС – площадь им. Кирова. Сейчас мы имеем 15 машин, а к концу года парк троллейбусов возрастет до 27 единиц. Согласно расписанию, они начинают перевозки в 6 утра и заканчиваются в 00.30 – от площади Кирова, с интервалом движения в часы „пик“ до 5 минут, в остальное время – до 12 минут». (Восточно-Сибирская правда. 1970. 19 нояб. (№ 273))

Экологически чистый и дешевый (из-за цен на электричество в регионе) транспорт всегда был по душе горожанам. К 1993 году маршрутов насчитывалось семь, и в декабре, как новогодний подарок, появился восьмой. Курсировал он от сквера им. Кирова до микрорайона Юбилейный.

Восточно-Сибирская правда. 1993. 25 дек. (№ 259/260).
«До самого последнего времени попасть в Юбилейный можно было только на автобусе или такси, которые сейчас мало кому по карману. И потому население микрорайона, изрядно уставшее от этих неудобств, давно требовало от городских властей открытия троллейбусного маршрута к месту своего проживания. Те еще в середине восьмидесятых годов обратились к сотрудникам ГипродорНИИ с просьбой подготовить соответствующий проект, который был незамедлительно исполнен. Но скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Началась долгая волокита со строительством обводной магистрали, на пути которой стояли частные автогаражи. Нынче, наконец, благодаря вмешательству самого главы администрации Иркутска Б. А. Говорина помехи удалось устранить, и работа по прокладке дороги началась энергичными темпами» (Восточно-Сибирская правда. 1993. 25 дек. (№ 259/260)).

«22 декабря, в самый короткий день зимы, жители микрорайона Юбилейный города Иркутска получили долгожданный новогодний подарок: в три часа дня отправился обкатывать линию первый запущенный сюда троллейбус восьмого маршрута. А назавтра на линию вышли все восемь „плановых“ машин и возили уже не воздух (по правилам, они сначала должны „притереть“ провода без пассажиров), а людей» (Советская молодежь. 1993. 25 дек. (№ 156/157)).

«Сесть за руль „восьмерки“ руководители троллейбусного депо доверили симпатичному молодому мужчине Василию Полезнику. Не за природную красоту, надо полагать – за высочайшее профессиональное мастерство. Пролетело двенадцать лет с тех далеких пор, когда он, приехав в областной центр из Усть-Кута, поменял речной транспорт на наземный» (Восточно-Сибирская правда. 1993. 25 дек. (№ 259/260)).

Пуск троллейбуса в «Юбилейный» микрорайон Иркутска / фот. Э. Д. Брюханенко. – 1993, декабрь. – 1 фотонегатив (1 кадр.) : черн-бел., 35 мм.
Пуск троллейбуса в «Юбилейный» микрорайон Иркутска / фот. Э. Д. Брюханенко. – 1993, декабрь. – 1 фотонегатив (1 кадр.) : черн-бел., 35 мм.

«И вот наступает наиболее волнующий момент праздника (иначе трудно назвать это событие) – мэр города Б. А. Говорин и Г. А. Сорокин, генеральный директор объединения „Иркутскспецстрой“, подразделения которого хорошо зарекомендовали себя на сооружении электромагистрали, разрезают красную ленточку, натянутую поперек улицы. Участники митинга вместе с оказавшимися поблизости иркутянами занимают места в салоне, и длинный троллейбус, в простонародье именуемый „папой с мамой“, идет в микрорайон Юбилейный» (Восточно-Сибирская правда. 1993. 25 дек. (№ 259/260)).

К настоящему времени в городе десять троллейбусных маршрутов. В прошлом году начал движение № 5 из центра Иркутска в микрорайон Университетский через Академический мост. На линию вышли девять троллейбусов. Маршрут включает 11 остановок: сквер имени Кирова, Художественный музей, улица Ленина, Музыкальный театр, Театр кукол, Трилиссера, 4-я Советская улица, Академический мост, Академическая, Юридический институт, Гуманитарный центр.

Использованы материалы электронной библиотеки «Хроники Приангарья» :
Рассвет коммунизма. 1970. 1 окт. (№ 118)
Восточно-Сибирская правда. 1970. 17 дек. (№ 296). стр. 4
Восточно-Сибирская правда. 1970. 19 нояб. (№ 273)
Восточно-Сибирская правда. 1993. 25 дек. (№ 259/260).
Советская молодежь. 1993. 25 дек. (№ 156/157).
Пуск троллейбуса в «Юбилейный» микрорайон Иркутска / фот. Э. Д. Брюханенко. – 1993, декабрь. – 1 фотонегатив (1 кадр.) : черн-бел., 35 мм.

Предыдущее фото недели Олимпийский чемпион К. Вырупаев
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться
Поделиться